У компании полно клиентов, продаж, работает 2-3 рекламных канала, но прибыль остается минимальной. В такой ситуации стандартные инструменты аналитики не всегда помогают разобраться. Найти причину, слабое место поможет юнит-экономика. Рассказываем, что это за инструмент и как им пользоваться.
Метод расчет помогает оценить, сколько компания тратит и зарабатывает с одного юнита. В качестве юнита выступает товар, услуга, клиент, рекламный канал или другой элемент, который приносит бизнесу доход. Для онлайн школы — это конкретный курс, для магазина – категория товаров и т.д. При расчете фирма самостоятельно устанавливает, что считать юнитом и по каким показателям рассчитывать его прибыльность.
Метод адаптируют под конкретную нишу бизнеса, ситуацию или цель. Однако есть правила, на которые ориентируются в любой ситуации:
Считают юнит-экономику на разных жизненных циклах компании: до старта бизнеса, при подготовке, в процессе работы и т.д. На этапе разработки идеи метод помогает спрогнозировать продажи, а после начала работы — найти слабые места, скорректировать стратегию. Чтобы вовремя реагировать на ситуацию в бизнесе, рекомендуют анализировать цифры раз в 1-2 недели.
Чтобы внедрить юнит-экономику в бизнес, недостаточно взять формулы и просто подставить собственные показатели. У каждой компании будут собственные метрики, юниты и подходы. Рассказываем, как адаптировать метод под вашу нишу.
Сначала определитесь, зачем проводите юнит-анализ. Общих, универсальных правил здесь нет — нужно ориентироваться на бизнес. Например, бизнесмен продает подписку на собственный сервис. За юнит берут клиента и считают, сколько тратят на привлечение одного человека.
Другой пример: салон красоты оказывает услуги по стрижке, окрашиванию, ламинированию волос. Цель — оценить, какие услуги приносят наибольшую прибыль, чтобы пересмотреть прайс или предложение. В этом случае расчеты ведутся по каждой услуге, а затем данные сопоставляют.
Теперь нужно определить, по каким правилам будут проводить расчеты. Выбор делается в зависимости от жизненного цикла бизнеса. Так юнит-экономику делят на два типа:
Цель анализа определяет, по каким правилам проводят исследование. Далее переходят к выбору конкретных метрик.
Если заглянуть в любой гайд по юнит-экономике, легко наткнуться на большое количество аббревиатур, формул, в которых тяжело разобраться с первого раза. По факту не нужно использовать все показатели — выбирайте метрики по типу юнит-экономики, который используете:
Если взглянуть на обе стратегии, заметите, что принципиальных различий нет. Отличаются только сами показатели, которые учитывает каждый конкретный бизнес.
Расчет помогает не только оценить эффективность работы бизнеса, но и разделить экономику фирмы на компоненты, сделать ее более управляемой. Как только провели анализ по нескольким юнитам, обобщают полученную информацию. Результаты исследования помогают:
На этом этапе компания разрабатывает мероприятия, чтобы улучшить ситуацию. Принимают решение, на каких направлениях сфокусироваться, от каких отказаться, расставляют приоритеты по рекламным каналам и бюджету в целом.
Юнит-экономика — не просто очередной способ расчет рентабельности бизнеса. Методика помогает найти точки роста компании, скорректировать стратегию и увидеть слабые места.
Если проводить даже ежемесячные расчеты, бизнес начнет постепенно масштабироваться. После каждого анализа составляют список задач, чтобы прокачать точки роста. От руководства требуется расставить сроки, приоритеты и назначить ответственных, чтобы следовать плану и получать максимальную прибыль от каждого юнита.